Вторник
21.05.2024
05:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Самоанализ внеклассного воспитательного дела
24 декабря 2011 г.
Самоанализ внеклассного воспитательного дела 9 В класс (15-16 лет)
    1. Тема: «Толерантность»
    2. Воспитательные задачи: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого гимназиста, воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
    3. Форма проведения: "круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами (классный час)
    Время работы 40 минут (1 урок)
 
    Педагогический критерий (показатели)
 
1. Актуальность содержания, соответствие задачам.
 
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. В.А.Сухомлинский
     Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
     «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
    Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
     Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или притворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
    Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
    Толерантность является одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе. Формирование этого важнейшего качества происходит в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений. Однако вопросы воспитания в детях толерантности в силу целого ряда причин, как правило, реализуются весьма ограниченно. Поэтому целесообразно включить в систему воспитательных дел классный час по данной тематике.
 
2. Личностно-ориентированный подход, соответствие возрастным особенностям учащихся.
 
    В ходе проведения классного часа мы (Курдупова Е.А и Голубь К.Е.) использовали личностно-ориентированный подход к учащимся, т.к. личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
     В ходе данного мероприятия учащиеся использовали речевые обороты: "я полагаю, что…”, "мне кажется, что…”, "по моему мнению…”, "я думаю…”, "я считаю…”, "моя точка зрения…” и т.д. Учащиеся мыслили, рассуждали, анализировали, видели проблему и находили способы ее решения. Никакой зубрежки, никакого схематизма не наблюдалось. Проводя данное внеучебное занятие, мы (студенты-практикантки) следовали принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки. Ведь только так можно воспитывать активно мыслящую личность, а не очередные "винтик” и "гайку” для государства. Как писала Н.К. Крупская: "Самое важное – это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, но все же человека, притом человека будущего”.
     Тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.
 
3. Психологическая готовность учащихся
 
    Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся.
     Выбранная нами тема классного часа, как никакая другая очень тесно связана с той средой, в которой находится современный подросток. Дети готовы к восприятию проблемы «Толерантность», более того – им необходимы подобные мероприятия, где затрагиваются столь актуальные вопросы современного общества. В структуре психологической готовности к восприятию темы у учащихся можно выделить: операциональную готовность (знания, умения и навыки соответствуют требованиям программы среднего звена школьников-гимназистов, у детей сформированы основные компоненты учебной деятельности), интеллектуальную готовность (психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы новообразования среднего школьного возраста), личностную готовность (ученики уверены в своих силах, готовы к преодолению трудностей, имеют адекватную самооценку личности, имеют четкие представления о качествах личности, необходимых им для успешной учебной деятельности и общения, умеют общаться со сверстниками и учителями на «взрослом» уровне и т.д.).
   Выделенные компоненты можно рассматривать как критерии оценки сформированности психологической готовности учащихся к восприятию материала классного часа по теме «Толерантность». Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей школьника, активизирует его жизнь, способствует овладению новой социальной ситуацией развития, определяет успешность адаптации школьников в новых условиях, эффективность учебной деятельности и общения.
 
4. Стиль общения с детьми
 
    В работе с учащимися мы придерживались демократического стиля общения. Учитывались мнения учеников, их потребности и интересы; были использованы совместные поиски решения возникших задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе. Стал возможным отказ от тех ролей, принятых школьниками (отличница, старательный ученик, шут, хулиган и т.п.), которые, как правило, очень часто создают у детей привычные "маски", а у учителя – такие же "ярлыки". Ролевые отношения (учитель как руководитель, ученик как подчиненный), разумеется, были сохранены, но не остались главными. Важными являлись собственно межличностные отношения – уважение, принятие, доверие и т.д. Такой стиль общения учителя с классом способствовал созданию на уроке творческой (креативной) атмосферы.
 
Методический критерий (показатели)
 
1. Новизна, оригинальность методических приемов и формы проведения
 
     В настоящее время существует множество самых разнообразных форм проведения классного часа. Мы остановили свой выбор на синтезированной форме «круглого стола» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами, т.к., на наш взгляд, эта форма наиболее подходила к обсуждению данной темы и способствовала повышению интереса к освещаемой проблеме.
     Выбранная нами форма проведения классного часа была нацелена на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагались дискуссионные, проблемные вопросы, которые активизировали мыслительную деятельность учащихся, ставили их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.
      Проводя классный час по толерантности с целью закрепления полученных знаний о чертах толерантности, класс был разделен на две группы, чтобы дать подросткам возможность оценить степени толерантности. И ребята довольно правильно оценили толерантного и интолерантного человека, назвав такие черты как:
     · чувство юмора; непонимание;
     · доброжелательность; равнодушие;
     · гуманизм; агрессивность;
     · хорошее отношение к другим людям; высокомерие;
     · умение владеть собой; безразличие;
     · уважение мнения других; раздражительность;
     · терпение; непонимание противоположных
     · доверие; взглядов, обычаев.
     · желание вместе делать что-то и др.
     Были использованы различные приемы, что на практике предполагало наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям; большую степень доверительности в отношениях, их принятие и поддержку.
 
2. Полнота содержания воспитательного дела
 
     Проведение классного часа было запланировано заранее. Был составлен план проведения мероприятия: план выступления учителя (практиканта) и план выступления учащихся.
     Учащимся за неделю до проведения классного часа было дано задание: найти в словарях определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.
    При подготовке к классному часу мы старались подобрать и скомпоновать материал таким образом, чтобы он наиболее ярко раскрыл проблемы внеклассного дела. Материал урока был интересе учащимся. Содержание классного часа построено так, что "предметная" информация сменяется оценкой, а оценка подводит к развёрнутым суждениям.
     Результативность классного часа состоит в том, что он повлиял как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, ведь для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого.
     По структуре классный час подразделён на вступительную часть, основную, заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении. 
 
3-4. Эмоциональная насыщенность, наличие ситуации успеха
 
     Микроклимат в классе был комфортный, учащиеся высказывали своё мнение, не боялись ошибиться. Активно принимали участие в обыгрывании ситуаций, отвечали на вопросы. Можно с уверенностью заявить, что в ходе данного мероприятия была создана ситуация успеха для участников обсуждения, т.к. дети с невероятной увлеченностью участвовали в решении поставленных задач, вступали в диалог как с учителем, так и с одноклассниками. В ходе обсуждения возникали и спорные вопросы, на которые дети с удовольствием выдвигали свои аргументированные точки зрения, доводом которых, зачастую, служили примеры жизненных ситуаций.
     В ходе внеклассного дела порадовало то, что дети всегда приходили к верным решениям на поставленные вопросы. Это свидетельствует о том, что им знакома проблема толерантности и они готовы о ней говорить.
 
Организационный критерий (показатели)
 
   Данное внеклассное дело соответствует плану проведения внеклассных мероприятий в 9-х классах. В ходе обсуждения темы «Толерантность» активно использовалась дополнительная литература, в частности различные словари. Занятие было грамотно и умело выстроено, все дети были задействованы, внеклассное дело прошло в доброжелательной и уважительной обстановке. Студенты-практикантки умело руководили ходом классного часа, приняв позицию скрытого лидера-руководителя, что способствовало яркой работе актива класса, лидеров, дало возможность проявлению индивидуальных умений самоорганизации, самоконтроля.
 
     Данное мероприятие, на мой взгляд, прошло успешно. Поставленные задачи были решены. Классный час ценен в воспитательном значении, т.к. способствовал формированию сплочённого коллектива, развитию творческого мышления. Было занимательно и интересно. В обсуждении с удовольствием участвовали все, у каждого ученика была возможность высказать свою точку зрения и предложить пути решения возникших спорных вопросов. Царила атмосфера доброжелательности, уважения, доверия.
     Дети остались довольны.
Выполнила студентка 5 курса Курдупова Е.А.
Категория: Мои статьи | Добавил: Kurdupova (11.02.2013)
Просмотров: 10711 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz